Меню сайта
   

Наш опрос
 
Оцените Наш сайт
Всего ответов: 95
 

Форма входа
 
 








Гимнастика для ума — пальчиковая

Гимнастика для ума — пальчиковая

 

Педиатры, педагоги, детские психологи, осматривая ребенка, часто говорят родителям: «Вам нужна пальчиковая гимнастика». Реакция на такой совет не всегда однозначна. Некоторые не знают что это такое, другие не понимают важности подобных упражнений для детей, считая, что ребенок ходит, разговаривает, живо чем-то интересуется и этого вполне достаточно для полноценного развития. Зачем ее советовать? Что в ней такого особенного, и зачем, вообще нужна гимнастика для пальчиков? В чем ее цель, особенности? Давайте разбираться.

Источник способностей – на кончиках пальцев

Сухомлинский, Кольцова – педагоги, Эльконин – психолог, Брок, Пенфилд – антрополог и нейрохирург, Вернике — психоневропатолог… Величайшие умы и профессионалы, чей авторитет вне всяких сомнений, в один голос утверждают, что ум, способности, речь — уровень развития детей напрямую зависит от того, насколько активно задействованы, развиты кончики пальцев малыша, мелкая моторика.

  Если более подробно, то пальчиковая гимнастика для дошкольников, это полноценное развитие и генерация:

  • познавательной;
  • речемыслительной
  • зрительно-пространственной;
  • мышечной;
  • творческой;
  • слуховой;
  • подражательной

деятельности и активности. А еще она аккумулирует эмоциональные способности: к общению, сопереживанию. Мало того, многолетние детальные исследования и их результаты доказывают, что речевая моторика напрямую зависит от двигательной – пальчиковой. Мозговые зоны, отвечающие за речь и движение, закольцованы, то есть взаимосвязаны, они развиваются не отдельно, а параллельно друг другу. Цель гимнастики – гармоничное воспитание детей.

 

   Есть еще одно, многовековое китайское постижение закономерностей, подтвержденное современной научной медициной – пальцы, ладошка, как у детей, так и у взрослых напрямую взаимодействуют с внутренними и внешними органами. Так что чем чаще цветы нашей жизни работают ручками, тем лучше состояние всего организма.

Рано – не поздно или чем раньше, тем лучше

В вопросе: «Со скольких лет нужно проводить первые гимнастические тренировки, чтобы ребенок мог хорошо учиться, общаться в соответствии со своим возрастом?» есть одна, но очень значимая фактическая ошибка – концентрация на слове «лет». Так, если с ребенком до двух, трех лет, а то и старше не заниматься, он, к сожалению, отстанет от сверстников. И вам, и ему придется потом много наверстывать.

Совет: для того чтобы динамика развития детей была не скачкообразной, а последовательно прогрессивной, первые тренировки пальчиков нужно ввести С ПОЛУГОДОВАЛОГО ВОЗРАСТА!

Делать это несложно: кругообразный (по часовой стрелке) произвольный массаж каждой фалангочки, пальчика в целом, ласковое поглаживание кистей ручек. Всего по 2-3 минутки. Каждый день. Для детей это очень важная тренировка. В первую очередь психоэмоциональная – чувствуя заботу, они расцветают, как цветы под теплым солнышком.

    В десять месяцев цель разминки более усложненная: вовлечение пальчиков в игру – активация мозговой, двигательной, зрительной деятельности. А еще — способность слушать и запоминать. И здесь очень хорошо помогает единовременная разминка и проговаривание слов – рифмованных потешек, всем хорошо известных с детства: про сороку, что кашку варила, царя и царевича, сидящих на крыльце златом…

  Как это делать? Рассмотрим самые простые варианты. Например, раскрываем ладошку карапуза, поглаживаем ее по кругу и говорим: «На златом крыльце сидели», затем легкий хлопок по ладони – «царь». Сгибаем мизинчик, прижимая его подушечкой вниз – «царевич», безымянный пальчик – «король», средний – «королевич», указательный – «сапожник», большой – «портной». Берем собранный кулачек в руку, покачиваем его и спрашиваем: «А ты кто такой?». Раскрываем пальчики — ищем ответ.

   А можно, указывая на ненастную погоду за окошком, сказать: «Видишь, идет дождик. Капельки стучат по стеклу: кап-кап-кап». Одновременно с этими словами отрывистыми, но легкими движениями (стаккато) постукиваем по подушечкам пальчиков ребенка, а потом просим, чтобы он показа сам, как капает дождик. Или изобразить, собранными в щепотку пальцами, распускающиеся цветы. Пальчики вместе – бутончик. Раздвигаются – цветы раскрывают лепестки (сначала в качестве демонстрационного примера упражнение проделывает взрослый, потом — ребенок). Попутно объясняем, как они ведут себя в темноте, при солнечном свете, как прячутся, когда идет дождик. Малышам очень нравится такая наука-гимнастика в стихах и понятных движениях.

Про речь: rак научить ребенка говорить

   Упражнения очень простые. Между тем они – залог хорошего, цельного эмоционального контакта родителей и подрастающих детей. Кроме того, малыш, участвуя в занимательной игре, получает первые навыки анализа, концентрации внимания, речевой моторики. В дальнейшем это станет хорошим подспорьем для овладения письмом.

   Если же провести первые пальчиковые занятия перед самой школой – в лет пять, а то и в шесть, ребенку очень трудно будет справиться со свалившейся на него школьной нагрузкой. Ручка будет не слушаться и все время вываливаться, речь учителя станет непонятной и скучной, за партой будет трудно усидеть, сконцентрироваться на чем-то – сложно. В пять лет ребенок должен уже хорошенько подружиться со своими пальчиками. И родители обязаны ему в этом помочь. Без них он не справится.

Регулярно, последовательно, ежедневно

    Зная, что дифференцированные пальчиковые движения, стимулируют мышление и речевые умения, поставьте перед собой цель: гимнастику повторять ежедневно, последовательно усложняя её и расширяя. Картотека пальчиковой гимнастики должна быть максимально разнообразной, чтобы не «убить» скучной монотонностью пользу, не отвернуть детей от надоевших занятий. Продумайте целые блоки, сменяющихся разноплановых упражнений, и наши цветы жизни с удовольствием будут их выполнять.

  Чуточку подрастут — можно пустить в ход тренировки подручные средства: ручку с кнопкой, выпускающую стержень – нажимать ее очень полезно маленьким пальцам. Карандаш, которым нужно повертеть между пальчиками. К предметным занятиям тоже стоит придумать какое-то дополнение в стихах, прозе, в форме загадки, логической задачки, чтобы ребенку было интереснее играть. Например: «Покрути карандаш столько раз, сколько тебе лет». А можно ввести соревновательную нотку: «Кто быстрее сможет: дождик стукнуть капелькой в окошко, или ты нажать на кнопочку?».

  Еще интересный вариант – театр теней. Для детей показать изображение на стене с помощью своих рук – наслаждение!

  Вот, например, простейшая фигура —  гусь: четыре пальца согнуты под углом и смотрят вниз, а пятый — вверх. Напрягается кисть, пальцы стремятся друг к другу – задействовано большое количество мышц кисти. Это очень полезно.

  А можно оживить тень, превратив занятие в полноценное театральное выступление: в стихах («гуси-гуси, га-га-га», «где же были наши гуси, чем щипали, что пивали?»); прозе (рассказывая, как гусь разговаривает, поворачивает голову – одновременно крутя кистью, делая движения пальцами). Или ввести других героев спектакля:

   Замечательной гимнастикой станет дождик из песка или крупы, когда через сжатые пальчики пропускается что-то сыпучее. Малыш сжимает ручку с собранными в кулачек пальчиками, приоткрывает или полностью раскрывает ладошку. Сжимания-разжимания, удерживание предметов в руках – важная составляющая занятий.

Развивающие упражнения

Можно придумать еще ряд упражнений, тренирующих мелкую, развивающую моторику ручек.

Кошачьи коготочки

Поднимаем ручки, сгибая их в локтях. Поджимаем подушечки четырех пальчиков к верху ладони, пятый (большой) – соединяем с подогнутым указательным. И говорим, покачивая сжатой «в лапку» рукой:

У кошечкиной дочечки,

На мягких лапах острые коготочки.

Ты их трогать не спеши,

Поцарапает, смотри!

После этого резко раскрываем ладошку и рассматриваем «коготки».

Жук-усач

Сжимаем ладошку в кулак. Затем выпускам в стороны мизинчик и указательный палец (любимый жест любителей тяжелого рока – «коза»).

Шевелим выпущенными пальчиками и выразительно декламируем потешку:

Я тяжелый жук-жучок;

Длинный ус.

Твердый бочок.

Я над лужами кружу,

Говорю друзьям: «Жу-жу».

Дождик – не мочи меня,

Упаду – не встану я.

Распускаем ладонь и помахиваем пальцами – летаем.

Злой комарик

Рука – в кулаке. Указательный пальчик вытянут вперед – это хоботок комара. Мизинчик и большой пальчик выпускам вниз – это комариные лапки (первый раз малышу будет сложно сложить ручки в такую фигуру – ему обязательно нужно помочь, удерживая пальчики). Говорим примерно такие слова:

Злой комарик прилетел,

Укусить меня хотел (крутим «хоботком», двигаем «ножками).

Комара я не боюсь,

Убегу, умчусь-умчусь.

Можно превратить эту гимнастику для пальчиков в целую подвижную игру, в которой злой комарик догоняет маму или папу, а они уворачиваются или пытаются догнать его, чтобы прихлопнуть ручкой. Малыш и позанимается, и порезвится. Получит двойное удовольствие.

Цветы-цветочки

Держим одну ручку в кулачке. Другая – свободная. Это рука садовника, которая сажает цветы. Указательным пальчиком просовываем семечко (можно условное, можно настоящее) в кулачек. Затем капаем на него дождиком. Отрывисто постукиваем пальчиками по спрятанному зернышку.

Дождик кап-кап, цветочек растет.

Солнышко светит – росточек взойдет.

Распускаем постепенно ладошку – это наши лепестки. Полностью разжимаем ручку, стараясь максимально напрячь ее (пальчики под легким углом к ладони – вниз). Рука чуть приподнята вверх. В этом упражнении задействована практически вся мышечная группа кисти. Очень полезно.

А можно просто походить пальчиками – по столу или ладошке.

огда малыш повзрослел. Уже уверенно держит ручку, карандаш в руках, плоские палочки, шнурки — проведите с ним предметную гимнастику, выкладывая разные фигурки. Как пример:

Подойдет любая пальчиковая тренировка. Главное, чтобы малышу было интересно. Только в заинтересованности есть польза. Она – основное составляющее гимнастики.

 

www.rearchildren.ru

Календарь
 
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
 

Поиск
 
 

Статистика
 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Росздравнадзор
 
 

Copyright © 2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz